Цель кафедры

   

Кафедра гистологии, патанатомии и судебной медицины  организует и проводит по очной форме обучения лекции, практические занятия,  предусмотренные  учебными планами медицинского факультета. Организует индивидуальную аудиторную и самостоятельную работу студентов по изучению дисциплин кафедры, проведение текущего (модульно-рейтингового) и итогового (зачетов, экзаменов) контроля знаний и анализирует их итоги.
Планирует и реализует научно методические программы по совершенствованию технологий обучения, обеспечивая повышение эффективности и качества обучения.
Осуществляет методическое обеспечение преподаваемых на кафедре учебных дисциплин: разработка учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, технических средств обучения.
На кафедре ведутся следующие предметы:
а) Гистология
б) Патологическая анатомия
в) Секционный курс
г) Патология

1.1 Цель преподавания дисциплины.
Целью патологической анатомии является изучение структурных основ болезней и механизмов их развития (патогенез).
            Курс включает изучение следующих вопросов:
• стереотипные общепатологические процессы, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
• морфология болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления, осложнений, исходов и отдалённых последствий заболеваний;
• изменения болезней, возникающие как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);
• патологоанатомическая служба и её задачи в системе здравоохранения и организационно-практические формы решения этих задач.
Преподавание курса должно проводиться на основе обобщения научного материала с позиций достижений медицины, биологии, генетики, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная и люминисцентная микроскопии, ауторадиография, гистохимия, цитохимия, иммунохимия и др.).

1.2. Задачи изучения дисциплины.
            Необходимо сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней на всех этапах их развития, что позволит привить студентам навыки клинико-анатомического и физиологического мышления, синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.
            Изучение патологической анатомии разделяется на 3 раздела:
• общая патологическая анатомия (раздел общей патологии), в которой излагаются стереотипные общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний;
• частная патологическая анатомия (раздел частной патологии), в которой изучается морфология и патогенез отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия);
• курс клинической анатомии (секционный курс) – предназначен для клинического осмысливания патологоанатомических вскрытий и показа деятельности врача – патологоанатома в лечебных учреждениях.
В лекционном курсе излагаются наиболее актуальные и сложные разделы программы. Материал базируется на достижениях современной биологии и медицины. Лекции сопровождаются демонстрацией таблиц, диапозитивов (макропрепараты, гистологические картины, гистохимические реакции, электронограммы, схемы, графики), кинофильмов и патологоанатомических препаратов как консервированных, так и непосредственно со вскрытий. В ряде случаев читаются комплексные лекции с клиницистами, особенно по курсу частной патологической анатомии (VI семестр).
Практические занятия по той или иной теме проводятся после изложения этой темы на лекции и изучения соответствующего материала учебника. Студенты самостоятельно изучают макроскопические, гистологические и гистохимические препараты, а также электронограммы, описывают их. Они принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель (2-3 вскрытия в семестр), знакомятся с техникой вскрытия, учатся распознавать патологические изменения, сопоставлять их с клиническими проявлениями болезни, составлять патологоанатомический диагноз и эпикриз.
В курсе клинической анатомии студенты изучают задачи патологоанатомической службы, методы и формы их осуществления. Они знакомятся с правилами формулировки диагноза, исходя из современной классификации болезней, травм и причин смерти – МКБ Х пересмотр 1995г. Особое внимание уделяется овладение методом клинико-анатомического анализа, для чего изучается структура клинического и патологоанатомического диагнозов, порядок их сличения, выявления диагностических ошибок и их причин. Студенты принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель.
Курс клинической анатомии знакомит студентов также с методами прижизненной морфологической диагностики по биопсиям. При изучении метода биопсийного исследования обращается внимание на его значение и широкие возможности, а также на роль клинических данных при исследовании биопсийного материала морфологом. Курс клинической анатомии предусматривает также участие студентов в работе клинико-анатомических конференций.
Подготовка будущих врачей педиатров по патологической анатомии проводится с учётом особенностей течения патологических процессов и болезней в детском возрасте, что учтено при изложении всех разделов программы. Большое внимание уделяется особенностям пренатальной и перинатальной патологии и её влиянию на последующие периоды жизни, детским инфекциям и своеобразию опухолей у детей. Для студентов педиатрических факультетов в программе предусмотрен раздел “Болезни детского возраста”.
На медико-профилактическом факультете больше внимания уделяется профессиональным и инфекционным болезням, а также освещению вопросов профилактики и морфологии ранних доклинических проявлений болезни. Для студентов медико-профилактического факультета в программе предназначен раздел “Профессиональные болезни”.