Иммунопатологические процессы
Тема: Иммунопатология. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Аутоиммунные болезни. 1. Цель: изучить причины, характерные признаки, значение для организма и механизмы иммунопатологических процессов.
2. Требования к уровню студента по освоению дисциплины - патологическая анатомия.
1. Какие явления охватывает предмет иммунопатология.
2. Дать характеристику центральным и периферическим органам иммунной системы,
3. Что относится к клеточным иммунным реакциям.
4. Охарактеризовать гуморальные иммунные реакции.
5. Изменения тимуса на антигенную стимуляцию.
6. Аллергия, ее виды и характеристика аллергенов. 7
. Понятие о лекарственной аллергии.
8. Аллергия немедленного типа, формы, стадии, механизмы и исходы.
9. Аллергия замедленного типа, формы, стадии, механизмы и исходы.
10. Что включает в себя понятие аутоиммунизации.
11 .Инфекционно-зависимая аллергия
3. План занятия
1. Изучить реакцию гиперчувствительности I типа по микроскопической картине, Описать микропрепарат «Биоптат бронха при бронхиальной астме» (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на кровенаполнение и проницаемость сосудов слизистой оболочки, базальную мембрану эпителия, слизистые железы, состав и локализацию клеточного инфильтрата, содержимое бронха (Пальцев М.А., Пономарев А.Б., Берестова А.В. Атлас по патологической анатомию – М.: Медицина, 2003. – 432 с.).
2. Изучить реакцию гиперчувствительности II muпа по макроскопической картине. Описать макропрепарат «Большая пестрая почка». Обратить внимание на размеры, консистенцию, цвет поверхности почки и на разрезе.
3. Изучить реакцию гиперчувствительности III типа по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Фибринозный гломерулонефрит» (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на некроз сосудистых петель клубочков, толщину базальных мембран капилляров, тромбы в просвете некоторых капилляров, изменения ядер клеток.
4. Изучить фибриноидный некроз с помощью электронной микроскопии. Описать электронограмму «Фибриноидный некроз». Обратить внимание на состояние коллагеновых фибрилл, скопление фибрина в зоне некроза.
5. Изучить реакцию гиперчувствительности IVтипа по микроскопической картине. Описать микропрепараты «Болезнь Боткина» и «Апоптозные тельца Каусильмена при гепатите» (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на толщину портальных трактов, локализацию и клеточный состав инфильтрата, локализацию и размеры фокусов некроза гепатоцитов, апоптозные тельца.
6. Изучить реакцию гиперчувствительности замедленного типа по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Туберкулезные продуктивные бугорки в кишечнике». Обратить внимание на очаг казеозного некроза и состав клеточного инфильтрата.
7. Изучить воздействие лимфоцита на гепатоцит при вирусном хроническом активном гепатите с помощью электронной микроскопии. Описать электронограмму «Клеточный цитолиз при хроническом вирусном гепатите В». Обратить внимание на контакт лимфоцита-киллера с гепатоцитом, изменение цитоплазматической мембраны гепатита.
8. Изучить зоб Хашимото по макроскопической картине. Описать макропрепарат «Зоб Хашимото». Обратить внимание на размеры, поверхность железы, консистенцию, вид ткани на разрезе.
9. Изучить зоб Хашимото по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Зоб Хашимото» (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на локализацию и кле-точный состав инфильтрата, состояние паренхимы.
10. Изучить микропрепарат «Фиброзно-отечный полип носа». Обратить внимание на расширенные, полнокровные сосуды, отек соединительной ткани, воспалительную инфильтрацию с преобладанием эозинофилов.
11. Микропрепарат «Почка при нодозном периартериите». Обратить внимание на фибриноидный некроз внутренней и средней оболочек артериальной стенки, клеточную реакцию в адвентиции и окружающей соединительной ткани.
4. Тесты
1. Макрофаги секретируют вещества
а) ИЛ-1
б) ФНО
в) активатор плазминогена
г) каппа-цепи иммуноглобулинов
д) производные арахидоновой кислоты
2. Характеристика cd4+ лимфоцитов
а) выделяют IgE
б) секретируют ИЛ-2
в) обладают цитотоксичностью
г) выполняют супрессорные функции
3. Реакция гиперчувствительности, связанная с образованием IgE, относится к
а) I типу (анафилактическая)
б) II типу (цитотоксическая)
в) III типу (иммунокомплексная)
г) IV типу (гиперчувствительность замедленного типа)
4. Механизм развития аутоиммунной гемолитической анемии
а) иммунокомплексный
б) связанная с клетками цитотоксичность
в) связанная с антителами цитотоксичность
г) гиперчувствительность немедленного типа
д) гиперчувствительность замедленного типа
5. Выберите механизмы, лежащие в основе аллергических реакций:
а) анафилаксия
б) цитотоксические реакции
в) реакция иммунных комплексов
г) реакция бласт-трасформации
д) активация Т-киллеров
е) активация Т-супрессоров
6. К иммунопатологическим процессам относятся:
а) нарушения иммуногеноза
б) аллергические реакции
в) реакции при трансплантации
г) инфекционный иммунитет
д) аутоиммунные реакции
е) иммунодефициты
7. Для акцидентальной трансформации тимуса характерно:
а) убыль лимфоцитов
б) увеличение лимфоцитов
в) коллапс стромы
г) разрастание стромы
д) жировая дистрофия ткани
е) жировая атрофия ткани
8. К иммунокомпетентным клеткам относятся:
а) лимфоциты
б) макрофаги
в) тучные клетки
г) плазматические клетки
д) нейтрофилы
е) эозинофилы
9. Аллергены выделяют:
а) бытовые
б) производственные
в) идиопатические
г) инфекционные
д) гаптены
е) эндогенные
10. К аллергии немедленного типа относятся:
а) отек Квинке
б) бронхиальная астма
в) аллергический ринит
г) туберкулиновая реакция
д) атопический дерматит
е) отторжение трансплантата
11. Наиболее типично проникновение аллергена:
а) через кожу
б) респираторно
в) с пищей
г) с водой
д) при половом контакте
е) парентерально
12. Стадии аллергической реакции:
а) сенсибилизация
б) иммунологическая
в) патохимическая
г) патоморфологическая
д) патофизиологическая
е) восстановительная
13. Примеры гаптеновой аллергии:
а) поллиноз
б) реакция на пенициллин
в) реакция на туберкулин
г) реакция на сульфаниламиды
д) переливание несовместимой крови
е) фотосенсибилизация
14. Медиаторы аллергии реагинового типа:
а) гистамин
б) брадикинин
в) адреналин
г) серотонин
д) гепарин
е) лейкотриены
15. Медиаторы аллергии цитотоксического типа:
а) лизоцим
б) интерферон
в) калликреин
г) комплемент
д) простагландины
е) супероксид-анион радикал
16. Медиаторы аллергии иммунокомплексного типа:
а) лейкотриены
б) интерлейкины
в) комплемент
г) гистамин
д) супероксид-анион радикал
е) интерферон
17. Медиаторы аллергии замедленного типа:
а) простагландины
б) лейкотриены
в) интерлейкины
г) гистамин
д) супероксид-анион радикал
е) гепарин
18. К аллергии замедленного типа относятся:
а) анафилактический шок
б) сывороточная болезнь
в) рассеянный склероз
г) крапивница
д) системная красная волчанка
е) ВИЧ-инфекция
19. Реакцию по типу крапивницы в ответ на действие солнечных лучей правильнее назвать:
а) неполной аллергией
б) фотоаллергией
в) псевдоаллергией
г) фотосенсибилизацией
д) идиосинкразией
е) аллергоидной реакцией
20. На поверхности слизистых оболочек преобладают иммуноглобулины класса
а) А
б) D
в) Е
г) G
д) М
5. Ситуационные задачи
Задача №1 Саша С., 6 лет, заболел дифтерией. Из трех контактировавших с ним в квартире детей через 10 дней заболели двое. Третий ребенок не заболел, из анамнеза известно, что он уже перенес дифтерию в возрасте 3 лет. Вопросы:
1. Почему не заболел ребенок?
2.Что такое иммунитет?
3. Какие существуют виды иммунитета и какой из них имеется у ребенка?
Задача №2 Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней части правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово- красного цвета с очагом некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,5. Вопросы:
1. Как объяснить увеличение лимфатических узлов?
2.Что такое «барьеры» и какова их роль в механизмах иммунитета?
3. Каковы основные механизмы иммунитета?
Задача №3 Больная С., 32 года, доставлена в приемный покой больницы в тяжелом состоянии: сознание утрачено, кожа и слизистые цианотичны, дыхание поверхностное. После нескольких судорожных движений больная умерла при явлениях асфиксии. Выяснилось, что больная страдала повышенной чувствительностью к аспирину, который вызывал у нее приступы бронхиальной астмы. Врач не зная об этом, прописал ей порошки, содержащие этот препарат. Через 10-15 мин. после приема этого порошка больная почувствовала себя плохо. Смерть наступила через 1 час. Вопросы:
1.Какая аллергическая реакция развилась у больной?
2. Чем характеризуется эта реакция?
Задача №4 Оля С., 9 лет, жалуется на общее недомогание, слабость, потерю аппетита. По вечерам температура тела повышается до 37,5. Физикальное обследование не обнаружило никаких изменений со стороны внутренних органов. Ребенку была сделана реакция Пирке, которая оказалась резко положительной: через 24 часа на месте нанесения туберкулина обнаружена папула (узелок) диаметром 15 мм с зоной гиперемии. Из анамнеза известно, что 3 месяца тому назад реакция Пирке была отрицательной. Вопросы:
1.Каков механизм развития положительной реакции Пирке?
2. Чем отличается ГЗТ от ГНТ?
Задача №5 Больной В., 50 лет, лечился левомицетином по поводу хронического бронхита. Лечение оказалось эффективным, ему был назначен левомицетин в поддерживающей дозе, которую он принимал в течении 6 мес. К концу этого периода у него развилась тяжелая анемия. Обследование выявило в крови у больного наличие антител по отношению к эритроцитам. Вопросы:
1. Каков механизм развития анемии у больного?
2. Что такое аутоагрессивные заболевания?
3.Какие заболевания могут развиться по типу аутоагрессивных?